История появления
В послевоенные годы железные дороги Западной и Восточной Германии развивались раздельно. В результате образования ГДР в 1949 году, пути, находившиеся на ее территории, стали частью компании Deutsche Reichsbahn (DR) – Германской государственной железной дороги.
В это время наблюдалась острая нехватка вагонов, а имеющийся парк устарел. Он состоял из техники со всех возможных концов Европы. На тот момент уже было введено три класса пассажирских вагонов, а также стали использовать 26-метровые и двухэтажные модели. Тогда же появились:
· первые тепловозы;
· новые системы сигнализации;
· два класса пассажирских вагонов и цветные полосы для обозначения класса;
· программы по реконструкции и модернизации парка (Reko).
Автомобилей на территории ГДР было немного, поэтому ЖД транспорт пользовался спросом, как для грузоперевозок, так у пассажиров. В ФРГ на старые трехосные и двухосные тележки и рамы стали устанавливать современные кузова. В них не было разделений на отсеки и дверей, ведущих прямо на перрон. Зато установили межвагонные переходы.
По схожему принципу переделали вагоны и в ГДР. Их назвали Reko-wagen. В переводе с немецкого wagen означает «вагон». Их применяли вплоть до начала 90-х минувшего века.
Первоначальный вид
Первый Reko-wagen стал опытным, в 1956 году его создали из старого вагона с деревянным кузовом. Железный пол приварили к прежней раме. Между двумя входными дверями сделали шесть окон.
Изначально он отличался темно-зеленым окрасом, крышей серого цвета и тонкой белой полосой сбоку. Но уже к концу 1970-х на окраске стали сильно экономить. В вагоне 2-го класса поставили 44 мягких сидения из поролона, обитого заменителем кожи, и туалет.
В концах новых вагонов установили широкие раздвижные двери, несколько позже их стали делать из алюминия. Из него же делали багажные полки. Внутренние двери изготавливали из дерева, как облицовку стен и оконных рам. В вагонах поставили циркуляционные нагреватели. Постепенно за 4 года, с 1960-го, выпустили 712 вагонов массой 17 тонн каждый.
Востребованность и развитие
Много лет Reko-wagen играли ключевую роль в развитии пассажирских перевозок. К 1970-м гг. они составляли не менее 70% парка от всего ЖД транспорта. Чуть раньше вагоны выборочно оснастили грузовыми отсеками на 16 мест багажа.
Трехосный багажный вагон весил чуть меньше пассажирского. У них также было по две входные двери на каждом конце вагона, а также двухстворчатая грузовая дверь и служебный отсек.
Но это стало не единственным усовершенствованием. В 1961 г. начали строить почтовые вагоны. Их оборудовали раздвижной дверью и двумя боковыми окнами. Отопления или переходных помещений не делали, только единый отсек. Такие вагоны развивали скорость 90 км/ч.
Двухосные и трехосные Reko-wagen имели габариты:
· длину 13,82 метра;
· ширину немногим больше трех метров;
· высоту 4 метра.
Когда техника прошла первичные испытания, за основу парка решили взять четырехосные вагоны-купе. Их длина достигала 18,7 метра. Новшеством стали повортные складные двери и два больших отсека. Для в отсеке для некурящих установили 40 мест, для курящих – 24. Спинки стали более высокими и удобными. Правда простые окна с одинарным стеклом сильно продувались в холодное время года.
Примерно в эти же годы спроектировали вагон-ресторан типа Reko-wagen, в том числе на базе четырехосных вагонов. Их приспособили и для международных перевозок, поскольку максимальная скорость их движения составляла 140 км/ч. На кожаных красных сиденьях одновременно могли обедать 24 пассажира. С наружи вагоны были красными без желтой полосы под окном. Ближе к 80-м их удлинили до 26,4 метра.
Высокая скорость и вместительность вывели Reko на высокий уровень, так что количество построенных вагонов превысило число первоначальных вагонов-доноров.
Источники и дополнительная информация:
https://de.wikipedia.org/