Общие сведения
Ширина колеи в России составляет 1520 мм (в большинстве других стран — 1435 мм). Возможны уширения в кривых до 1535 мм. Минимальный радиус кривых — не менее 600 м (в исключительных случаях — не менее 300 м).
Высота контактного провода — не ниже 5750 мм. Напряжение в контактном проводе составляет от 2,7 до 4 кВ при постоянном токе, от 21 до 29 кВ при переменном.
Внимание! Опасная зона контактного провода составляет 4 метра! В этой зоне запрещается находится без наблюдающего, в зоне менее 2 м — запрещаются любые работы и нахождение! Поражение током контактного провода приводит к мгновенной смерти!
Почему опасно нахождение на ЖД путях?
Вас может сбить поезд, причем совершенно неожиданно:
при переходе пути близко к стоящему поезду, из-за него может выехать другой. При движении поезда по одному из путей,
не находитесь на смежных! Помните, что другой поезд может появится с любой стороны, а вы будете отвлечены на шум первого поезда.
Не полазьте под вагоны! Сцепные устройства (автосцепки) вагонов устроены таким образом, что поезд может сжиматься и растягиваться,
порой на несколько десятков метров! Это ведет к тому, что скорости локомотива и заднего вагона могут существенно отличаться. Теперь рассмотрим трогание грузового поезда: машинист прибавляет тягу, электровоз разгоняется, состав постепенно начинает растягиваться. Вот электровоз движется со скоростью 5 км/ч а последние вагоны еще СТОЯТ!! Но вдруг они моментально приобретают скорость 5 км/ч. Это скорость быстрой ходьбы.. Подумайте, сможете ли вы быстро среагировать на такое изменение скорости вагонов.
Правда ли, что одна локомотивная бригада ведет поезд из пункта отправления в пункт назначения?
В большинстве случаев это неправда. Локомотивные бригады ездят только на своих участках обращения, которые обычно не превышают 300-500 км в обе стороны от локомотивного депо. Если поезд обращается в пределах такого участка, например Сборный или Пригородный поезд, то его обычно обслуживает одна локомотивная бригада. Например есть три станции (и соответственно депо): А, Б, В. «Б» находится между «А» и «В». Поездка локомотивной бригады без сна не может превышать 12 часов. Если поезд движется из «А» в «В», и при приближении поезда в депо «Б» становится ясно, что за остаток рабочего времени бригада не успеет доехать до депо «В», то бригада меняется в депо «Б», иначе, диспетчер может отправить поезд без смены бригады и до депо «В».
Что такое «локомотивная бригада»?
Локомотивная бригада – это машинист и помощник машиниста локомотива, иногда локомотивная бригада может состоять из одного машиниста (так редко бывает на маневровых локомотивах и пассажирских поездах). В свою очередь, локомотивные бригады составляют в колонны, которые возглавляют машинисты-инструкторы, следящие за работой своих бригад.
Что такое «маневровые работы»?
Маневровая работа представляет собой передвижение состава и/или локомотива по станции с целью перемещения их да другие пути для последующего составления поезда или, наоборот, расцепки вагонов. Маневровые работы обычно проводят с помощью специальных маневровых тепловозов, но это совсем не означает, что электровозы не используются в маневрах.
Чем отличаются понятия: поезд, локомотив, электропоезд, состав?
Многие люди мало знакомые с железной дорогой довольно часто путаются в понятиях «поезд», «локомотив», «электропоезд» и «состав» (указывая на локомотив говорят «поезд» или называют электропоезд локомотивом). Для начала необходимо дать определения данным понятиям:
Поезд — сформированный и сцепленный состав, состоящий из нескольких пассажирских и/или грузовых вагонов, с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами (как у электропоезда) во главе. Также поездом называются локомотивы без вагонов, моторные вагоны, автомотрисы и дрезины несъемного типа, отправляемые на перегон и имеющие установленные сигналы. Поезд — это наиболее общее понятие для подвижного состава железных дорог.
Локомотив — транспортное средство, предназначенное для использования на железной дороге в качестве тягача для вагонов.
Электропоезд — подвижной состав железных дорог, имеющий вагоны с тяговыми двигателями и получающий энергию от внешней контактной сети с помощью токоприёмников.
Что делает помощник машиниста?
Об этом можно прочитать в Правилах технической эксплуатации ЖД (ПТЭ) в разделе «Документы» этого сайта, пункт 16.38.
Это не все обязанности, другие могут вытекать из местных и других инструкций, многое вытекает из написаного в данном пункте, например, следить за состоянием поезда — очень широкое понятие, включающее не только визуальный осмотр в движении, но и выполнение технического обслуживания ТО-1, устранение мелких неисправностей.
Как работает электровоз?
Электровоз постоянного тока снимает токоприемником ток с контактной сети, который затем поступает на тяговые электродвигатели (ТЭД). На постоянных электровозах могут применяться различные соединения — последовательное, параллельное, и последовательно-параллельное. Это делается для изменения напряжения на каждом ТЭД. Также напряжение регулируется реостатом.
Электровоз переменного тока cнимает токоприемником (1) ток с контактной сети (0), затем ток проходит через отключатель токоприемника (2) и главный выключатель (3), через главный ввод (6) к трансформатору (7), где он понижается до напряжения 3000 В, далее переменный ток проходит выпрямитель (8) и подходит к тяговым двигателям (9). Проходя через тяговый трансформатор, ток уходит в рельсы (10) и возвращается на тяговыю подстанцию. Управление тягой производится машинистом через контроллер (11) подключеный к блокам управления (12). В отличие от электровозов постоянного тока, на электровозах переменного тока применяется как правило только параллельное соединение тяговых двигателей.
Как работает тепловоз?
В опровержение распространённому мнению, тепловоз приводят в движение электрические двигатели. Дизельный двигатель нужен для вращения генератора электроэнергии, который заменяет локомотиву контактную сеть. В остальном тепловоз работает так же как электровоз.
Зачем в электровозе руль?
Многие, наверное, подумают — чтобы рулить — но это совсем не так. Руль, установленный на некоторых электровозах, необходим для изменения тока на якоре двигателей, т. е. для регулирования скорости движения локомотива. Это своеобразная «педаль газа»: чем больше повернешь руль (или выставишь бОльшую позицию) — тем больше скорость.
Направления движения поездов.
Всем поездам (даже одиночным локомотивам), в зависимости от направления движения, присваивается номер.
Чётным направлением считается направление на восток и на сервер
Нечётным направлением считается направлениена запад и на юг
Раздельный пункт, cтанция, перегон, блок-участок.
Раздельный пункт — пункт, разделяющий железнодорожную линию на перегоны или блок-участки.
Станция — Раздельный пункт, имеющий путевое развитие, позволяющее производить операции по приему, отправлению, скрещению и обгону поездов, операции по приему, выдаче грузов и обслуживанию пассажиров, а при развитых путевых устройствах — маневровую работу по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами.
Перегон — участок между двумя раздельными пунктами (станциями, например). Перегон делится на блок-участки — расстояния между светофорами одного направления.
Нумерация путей на перегонах и станциях.
На перегонах путь, по которому следуют нечетные поезда имеет номер 1, а четные — 2. В России обычно применяется правостороннее движение
На станциях пути, являющиеся продолжением перегонных сохраняют свою нумерацию как на перегоне. Остальные пути нумеруются в различном порядке, в зависимости от типа станции. Нумерация путей обычно не совпадает с нумерацией, сделанной для удобства пассажиров, начинающейся, как правило от здания вокзала. Например, если объявили о прибытии поезда на 5 путь, то по-настоящему этот поезд может прибывать на 1 путь.
Какие бывают светофоры
В зависимости от места установки и назначения светофоры подразделяются на: входные, выходные, проходные, прикрытия, заградительные, предупредительные, повторительные, локомотивные, маневровые и горочные.
Расскажу про самые важные: входные, выходные и проходные.
Входные — Разрешают или запрещающие поезду следовать с перегоны на станцию. В зависимости от направления обозначаются «Ч» — четный или «Н» — нечетный. На многопутных перегонных к букве может добавляться номер пути.
Выходные — Разрешают или запрещающие поезду отправиться со станции на перегон. Обозначаются буквой в зависимости он направления, и цифрой, указывающей номер пути, на котором установлен этот светофор, например «Ч2» или «Н3»
Проходные — Разрешающие или запрещающие поезду проследовать с одного блок-участка на другой. Обозначаются четной или нечетной цифрой, в зависимости от направления. Нумерация начинается «от станции навстречу движению» т. е. по номеру проходного светофора можно узнать сколько еще блок-участков до станции. Если подъезжаем к проходному с номером «5», значит до входного светофора еще три блок-участка, т. е. два проходных светофора c номерами «3» и «1». Проходные светофоры, расположенные перед входным (номер «1» и «2») называются предвходными и дополнительно обозначается белым прямоугольником с чёрными горизонтальными полосами.
Какие сигналы подают светофоры
Зеленый — Разрешается движение с установленной для данного перегона скоростью.
Желтый — Разрешается движение с уменьшенной скоростью (обычно 60 км/ч).
Два желтых, в том числе верхний из них мигающий — Разрешается движение с уменьшенной скоростью (обычно 40 км/ч), поезд следует с отклонением по стрелочному переводу.
Красный – Запрещается проезд сигнала.
Что означает синий или белый сигнал светофора?
Как правило, синий и белый (лунно-белый) сигналы применяются на маневровых светофорах (запрещающих или разрешающих маневровые работы).
Синий – Запрещается производить маневры.
Лунно-белый – Разрешается производить маневры. Также лунно-белым обозначается пригласительный сигнал светофора, разрешающий поезду проследовать светофор с красным огнем (или погасшим).